4-6-1-snyatie-i-ustanovka-golovki-cilindrov-raspredelitelnykh-valov-i-ikh-zvezdochek.html
4.6.1. Снятие и установка головки цилиндров, распределительных валов и их звездочек
Снятие и установка головки цилиндров, распределительных валов и их звездочек
Снятие
|
Отсоедините отрицательный провод от аккумуляторной батареи. Снимите крышку головки блока цилиндров.
Снимите приводные ремни (см. Раздел
Замена приводных ремней и их натяжителей).
Опорожните систему охлаждения двигателя.
Снимите вакуумный насос (см. Раздел
Снятие и установка вакуумного насоса).
|
Снимите нижние защитные кожухи двигателя и ослабьте болты кронштейна турбокомпрессора.
|
|
При помощи специального приспособления № 13 5 020 снимите трубку высокого давления (1).
|
|
При установке следите за правильным положением резиновой подушки (2). Выверните болты (3) и снимите топливную распределительную магистраль (4).
|
|
Отсоедините от выпускного коллектора турбокомпрессор .
|
|
При установке потребуется новая прокладка турбокомпрессора; смажьте резьбу медесодержащей смазкой.
|
|
Выверните винты 1 и 3 и снимите проушину 2 и возвратную трубку 4.
|
|
Выньте заглушку из задней части картера, ниже стартера, и проверните двигатель по часовой стрелке с помощью приспособления № 11 6 480 спереди на демпфере крутильных колебаний. Зафиксируйте двигатель в положении поршня первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия, вставив в открывшееся под заглушкой отверстие приспособление № 11 2 300.
|
|
В положении ВМТ вершины кулачков распределительного вала, управляющие клапанами первого цилиндра, должны быть направлены навстречу друг другу (стрелки). Выверните винты (1) и снимите направляющую (2) цепи привода ГРМ.
|
|
Выверните резьбовую пробку.
|
|
Спустите давление, ослабив болт натяжителя цепи.
|
|
Установите на головку блока цилиндров приспособление № 11 6 322 (1), наденьте приспособление № 11 6 321 на распределительный вал впускных клапанов и зафиксируйте с помощью приспособления № 11 6 322.
|
Медленно проверните распределительный вал выпускных клапанов за болт крепления звездочки по часовой стрелке до полного сжатия натяжителя цепи, после чего установите приспособление № 11 3 340 в натяжитель цепи (см.
иллюстрацию).
|
При снятии одной или обеих звездочек без предварительной блокировки натяжителя цепи возможно выскальзывание наружу поршня натяжителя, установка которого на место является очень трудоемкой операцией.
|
|
Ослабьте болт (1) на распределительном валу впускных клапанов, а затем полностью выверните болт (2) на распределительном валу выпускных клапанов.
|
|
Сдвиньте вперед звездочку распредвала выпускных клапанов, поднимите над ней цепь (1) и снимите звездочку (2) по направлению стрелки.
|
Выверните болт крепления звездочки распределительного вала впускных клапанов и снимите звездочку.
|
Выверните опорный палец (1) планки натяжителя цепи и опорный палец (2) направляющей цепи.
|
|
При установке замените снятие пальцы. Вытяните вверх планку натяжителя и направляющую цепи ГРМ. Снимите приспособления №№ 11 6 321, 11 6 322.
|
|
Во избежание повреждения клапанов при последующей установке распределительных валов ни один из поршней не должен находиться в положении ВМТ.
|
Снимите приспособление для фиксации двигателя в положении ВМТ (№ 11 2 300). Оттяните цепь ГРМ вверх и удерживайте ее в натянутом состоянии так, чтобы можно было провернуть двигатель. Проверните двигатель за демпфер крутильных колебаний при помощи специального приспособления № 11 6 480 примерно на угол 45°
против часовой стрелки.
Равномерно, в несколько приемов по пол-оборота, выверните болты крепления крышек подшипников распределительных валов в последовательности от краев к середине. Снимите крышки подшипников и отложите их в сторону, располагая в порядке, обеспечивающем возможность последующей установки крышек подшипников на прежние места.
Снимите сначала распределительный вал впускных клапанов, а затем – вал выпускных клапанов.
|
Снимите все коромысла (1) и гидрокомпенсаторы клапанных зазоров и расположите их в порядке, обеспечивающем возможность последующей установки на прежние места.
|
|
Выверните болты крепления головки блока цилиндров в
обратной последовательности.
|
|
Повторное использование болтов крепления головки цилиндров не допустимо.
|
|
Не повредите свечи накаливания, выступающие надо плоскостью головки цилиндров.
|
При необходимости снимите свечи накаливания.
|
Снимите прокладку (1) головки цилиндров, обратите внимание на количество отверстий (2) в прокладке. Очистите все глухие резьбовые отверстия (3) от масла, охлаждающей жидкости и грязи. Очистите сопрягаемую поверхность (4).
|
|
|
Установка
|
Если на блоке цилиндров не проводились работы, вызывающие изменение выступа днища поршней, то следует использовать новую прокладку головки блока с такой же маркировкой (1 см.
иллюстрацию) толщины, что и на старой прокладке. В противном случае следует заново определить ремонтную толщину уплотнительной прокладки, измерив для этого выступ днища всех поршней относительно плоскости блока цилиндров. При выступе
от 0.92 до 1.03 мм используйте прокладку с
2-мя отверстиями, а при выступе
более 1.03 мм - с
3-мя отверстиями.
Проверьте центрирующие втулки в блоке цилиндров на отсутствие повреждений и правильность установки; при необходимости замените втулки.
Установите
новую прокладку головки цилиндров и закрепите головку на блоке цилиндров
новыми болтами, затянув их в указанной последовательности (см.
иллюстрацию).
Затяните болты (см.
иллюстрацию).
Смажьте двигательным маслом постели и крышки подшипников распределительных валов. Установите все коромысла и гидрокомпенсаторы на их прежние места.
Установите распределительные валы.
|
На впускном валу нанесена метка «E», а на выпускном – «A»; крышки подшипников имеют те же буквенные обозначения, а также цифровые обозначения, указывающие на расположение крышки, считая со стороны выпуска. Установите крышки подшипников распределительных валов и затяните их крепежные болты.
|
|
Проверните распределительные валы за шестигранники настолько, чтобы вершины кулачков впускного и выпускного клапанов 1-го цилиндра указывали друг на друга.
|
Установите планку натяжителя и направляющей цепи ГРМ и закрепите их
новыми пальцами.
Отцентрируйте распределительный вал впускных клапанов и зафиксируйте его с помощью приспособлений №№ 11 6 321 и 11 6 322 при положении поршня первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия.
Установите топливную распределительную магистраль и топливные трубки высокого давления.
Наденьте цепь ГРМ на звездочку впускного распределительного вала, надвиньте звездочку на вал и закрепите ее болтом, затянув его до плотного прилегания и затем ослабив на пол-оборота.
|
Допускается произвольное положение звездочки относительно распределительного вала. Аналогичным образом установите звездочку выпускного распределительного вала.
|
Установите направляющую цепи ГРМ между звездочками с новой прокладкой и затяните болт крепления звездочки выпускного распределительного вала, удерживая вал от проворачивания за шестигранник.
Медленно проворачивая выпускной распределительный вал по часовой стрелке, добейтесь полного сжатия натяжителя цепи ГРМ и снимите фиксатор натяжителя.
Снова отдайте на пол-оборота болт крепления звездочки выпускного распределительного вала.
Затяните болт натяжителя цепи и вверните пробку сервисного отверстия натяжителя с новым уплотнительным кольцом.
Проверните двигатель по часовой стрелке за демпфер крутильных колебаний из положения 45° перед ВМТ в положение ВМТ.
Заблокируйте коленчатый вал в ВМТ при помощи специального приспособления № 11 2 300.
Установите приспособление № 11 6 321 на распределительный вал впускных клапанов и зафиксируйте его. Затяните болт крепления звездочки вала с помощью приспособления № 00 9 120. Аналогичным образом затяните болт крепления звездочки выпускного распределительного вала.
Снимите с выпускного распределительного вала приспособление № 11 6 321.
Оттяните приспособление № 11 2 300 назад настолько, чтобы освободить маховик (см.
иллюстрацию).
Проверните двигатель с помощью приспособления № 11 6 480 дважды в направлении вращения до положения поршня первого цилиндра непосредственно перед ВМТ конца такта сжатия.
Проверните двигатель в направлении вращения к положению ВМТ настолько, чтобы приспособление № 11 2 300 (фиксирующий штифт) зафиксировалось со слышимым щелчком.
|
Не допускается проворачивание двигателя в обратную сторону.
|
Заблокируйте коленчатый вал в положении, соответствующем ВМТ поршня первого цилиндра с помощью приспособления № 11 2 300 (см.
иллюстрацию).
Установите приспособление № 11 6 321 на распределительный вал впускных клапанов.
|
Приспособление № 11 6 321 должно без зазора прилегать к головке блока цилиндров.
|
Установите приспособление № 11 6 321 на распределительный вал выпускных клапанов так, чтобы оно без зазора прилегало к головке цилиндров.
Снимите приспособление № 11 6 321 с распределительного вала выпускных клапанов. Снимите приспособления № 11 6 322 и № 11 2 300.
Вставьте в сервисное отверстие для блокирования маховика заглушку.
Установите новую уплотнительную прокладку.
Установите турбокомпрессор.
|
Смажьте резьбу медесодержащей пастой.
|
Установите возвратную трубку и подъемную проушину (см.
иллюстрацию).
Затяните болты крепления (1) кронштейна турбокомпрессора.
|
|
|
|